Типогра́фика — это художественное оформление текста посредством набора и верстки. Оформление текста включает выбор гарнитуры, кегля, длины строк и расстояния между ними (интерлиньяж), изменение пробелов между буквами (кернинг) и группами букв (трекинг).
С типографикой тесно связан шрифтовой дизайн, хотя большинство
типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают
себя типографами
Типографикой занимаются верстальщики,
наборщики, типографы, графические дизайнеры, арт-директоры, художники
комиксов, граффитисты, офисные служащие и все, чья работа связана с
оформлением текста. В доцифровую эпоху типографика была
специализированной профессией, но сейчас можно сказать, что «типографика
— это то, чем занимается каждый»
ниже пояснения выделенных слов
Типогра́фика — это художественное оформление текста посредством набора и верстки. Оформление текста включает выбор гарнитуры, кегля, длины строк и расстояния между ними (интерлиньяж), изменение пробелов между буквами (кернинг) и группами букв (трекинг). С типографикой тесно связан шрифтовой дизайн, хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами
Типографикой занимаются верстальщики, наборщики, типографы, графические дизайнеры, арт-директоры, художники комиксов, граффитисты, офисные служащие и все, чья работа связана с оформлением текста. В доцифровую эпоху типографика была специализированной профессией, но сейчас можно сказать, что «типографика — это то, чем занимается каждый»
ниже пояснения выделенных слов
Вёрстка в издательском деле и полиграфии — процесс формирования страниц (полос макета) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы.
Гарниту́ра в типографике — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилистическое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или картографические знаки. Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», значения этих слов были более различимы до появления настольных издательских систем. Различие между терминами состоит в том, что шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов.
Кегль — переводится как размер высоты буквы, включая нижние и верхние выносные элементы у этой буквы или знака. В ручном наборе высокого способа печати кегль измеряли через высоту литерной площадки, на которой расположена буква или знак. В линотипном наборе кегль измеряли через расстояние между задней и передней стенками строки. Кегль измеряется в типографских пунктах. Высота литерной площадки включает в себя нижнее заплечико, высоту самой буквы (знака) и высоту верхнего заплечика. На оттиске кегль измеряют визуально «на глаз» и измеряют его условно через высоту буквы (знака) с учётом невидимых верхних и нижних заплечиков. При подстановке двух литер вместе или двух линотипных строк, между ними образовывался «интерлиньяж» — пробельное расстояние между строками.
Интерлинья́ж (происходит от фр. interligne; дословный перевод: «написанное между строк») — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. При ручном наборе из металла складывается из высот (кегля) литеры и шпона (пробельного материала) и изменяется путём вставки пробельных материалов различных толщин.
В ручном наборе (высокая печать) интерлиньяж образовывался за счет состыковки нижнего заплечика (пробельного участка) верхней литеры или линотипной строки с верхним заплечиком (пробельным участком) нижней литеры или линотипной строки. Так как заплечики (верхние и нижние) всегда были фиксированного размера (то есть неизменны), то и интерлиньяж (пробельное расстояние между двумя строками, набранными из литер или составленными из линотипных строк) был всегда одинаковым. Если между строк, набранных из литер или линотипных строк, проставляли «шпон» (тонкий пробельный материал из гарта, кеглем, как правило, равным 2 пунктам системы Дидо), то такой набор назывался «набор на шпоны». В этом случае термин «интерлиньяж» сохранял свой изначальный смысл (пробельное расстояние между двумя строками), только его величина («величина интерлиньяжа») увеличилась. Измерение величины интерлиньяжа между базовыми линиями шрифта осуществлялось в фотонаборе, но не в ручном наборе и не в линотипном наборе.
Также в ручном и линотипном наборе невозможен был «отрицательный интерлиньяж» (например, набор 10pt/9pt, то есть набор текста литерами высотой в 10 пунктов при расстояние между базовыми линиями соседних строк в 9 пунктов).
Ке́рнинг (англ. kerning) при наборе текста — избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.
Технология кернинга, появившаяся в полиграфии после внедрения фотонабора (а затем и компьютерного набора), включает подбор межбуквенных интервалов для конкретных пар букв с целью улучшения внешнего вида и удобочитаемости текста. Такой избирательный подбор позволяет компенсировать неравномерности визуальной плотности текста, получаемой при использовании стандартных апрошей для каждой буквы. Легко видеть, что расстояние между парами AV и Wa (в верхней части рисунка) выглядит разным, хотя формально оно одинаково. Для того, чтобы между любыми двумя буквами расстояние было визуально одинаковым, и применяется кернинг.
Значение кернинга в программах вёрстки устанавливается в процентах от ширины символа пробела используемого шрифта; оно может быть как положительным (когда знаки раздвигаются), так и отрицательным в случаях, когда знаки приближаются друг к другу.
Тре́кинг (от англ. tracking) — изменение межбуквенных пробелов.
В отличие от кернинга, регулирующего расстояние между знаками в определенных парах (AV, TA и пр.), трекинг применяется к группе символов (слово, строка, абзац и т.д.)
Увеличение трекинга (разрядка) делает набор более разреженным, светлым; уменьшение — более плотным и темным.
Трекинг — эффективное средство вгонки и выгонки строк. Измеряется в тысячных долях круглой шпации (em/1000).
В русской и зарубежной типографской традициях считается нежелательной слишком широкая разрядка строчных букв, но поощряется увеличенная разрядка заглавных букв. Связана данная традиция с тем, что до появления компьютерной вёрстки для заголовков использовались более широкие начертания шрифта, уже имевшие достаточно свободного пространства между штрихами. Так как размер большинства компьютерных шрифтов регулируется простым масштабированием одного начертания, то расстояние, отделяющее заглавную букву от последующего текста, кажется недостаточным для разделения всех заглавных букв.
Верстальщик — специалист по вёрстке, то есть по компоновке текстовых, иллюстративных и вспомогательных элементов на странице документа. Традиционно термин используется в полиграфии и издательском деле, с появлением Интернета он приобрел новое значение — верстальщик веб-страниц.